Links

О СТРАНЕ  ГЕОГРАФИЯ  КЛИМАТ  ХОШИМИН  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  ФОТОГАЛЕРЕЯ   На главную | Обратная связь
Информация о городе Хошимине  

  • История
  • География
  • Климат
  • Экономика
  • Население и люди
  • Образование
  • Искусство
  • Религия
  • Общество и Обычаи



  • ИСТОРИЯ


    Начало

    С 1-ого по 6-й век н.э. юг того, что сейчас является Вьетнамом, являлся частью индианизированного государства Фунань, известного своим утонченным искусством и архитектурой. Фунаньцы построили сложную систему каналов, пересекающих Дельту Меконга, и, возможно, расширили ее до того места, где сегодня находится современный Хошимин. Каналы использовались как для перевозок, так и для ирригации рисовых полей. Основным портом государства Фунань являлся Ок-Эо, находившийся поблизости от того, что сегодня является городом Ратьзя в Дельте Меконга.

    В середине 6-ого столетия Фунань подверглось нападению кхмерского государства Ченла, которое постепенно присоединило территорию Фунани к себе (как считают, кхмеры первоначально пришли из Южного Китая до 200 г. до н.э.).

    В течение 17-ого и 18-ого столетий Вьетнам был разделен между феодальными кланами Чинь на севере и Нгуен на юге. Нгуены расширили свою территории за счет кхмерских (камбоджийских) земель в Дельте Меконга, включая область нынешнего Хошимина, и в середине l7-го столетия Камбоджа была вынуждена принять сюзеренитет Вьетнама. Вьетнамские поселенцы пришли в этот район и основали город Сайгон на древней земле кхмеров.

    Приблизительно 700.000 кхмеров живет сегодня во Вьетнаме, в основном в Дельте Меконга. Взглянув на карту, Вы по-прежнему увидите большой палец Камбоджи (называемый «Клюв Попугая» из-за своей формы), который простирается почти до самой границы современного Хошимина. Негодование по поводу исторической аннексии Вьетнамом древней территории кхмеров служило оправданием для Красных кхмеров, когда они устраивали резню вьетнамских крестьян, живущих около камбоджийской границы, что привело к войне с Вьетнамом в конце 1978 г.



    Французский период

    Сайгон был захвачен французами в 1859 г. и стал столицей французской колонии Кохинхины (Южный Вьетнам) несколькими годами позже. В 1887 г. Франция расширила территорию своей колонии, включив в нее весь Индокитай (современный Вьетнам, Лаос и Камбоджу), а Сайгон стал ее столицей.

    Французы пытались изменить Сайгон по своему собственному образцу и преуспели в этом, разбив широкие бульвары и построив ряд прекрасных образцов французской архитектуры, а также обратив большое количество местных жителей в католическую веру.

    Французские колониальные власти осуществили честолюбивые общественные проекты, построив железную дорогу Сайгон - Ханой, а также порты, обширную систему ирригации и дренажа и укрепили плотины. Колониальная администрация также создала различные коммунальные службы и учредила ряд научно-исследовательских институтов.

    Единственно, где французы потерпели неудачу - в завоевании сердец и умов местных жителей. Индокитай безжалостно эксплуатировался как доходное предприятие, и вьетнамцы наблюдали с тревогой как падают их доходы, в то время как французы богатеют. Правительство обложило большими налогами крестьян, разрушая традиционный сельский уклад. Колониальная администрация также ввела монополию на алкоголь, соль и опиум с целью увеличения своих доходов. В Сайгоне она стала производить быстрогорящий вид опиума, который помогал увеличивать зависимость от него, таким образом, получая огромную прибыль.

    Французский капитал был вложен в приносящие быстрый доход шахты, чайные, кофейные и каучуковые плантации, которые стали печально известны своей мизерной заработной платой и жестоким обращением с вьетнамскими рабочими. Крестьяне потеряли свою землю и превратились в мало чем отличающихся от скитающихся чернорабочих.

    Это создало почву для восстаний. Французской колониальной администрации понабилось много времени, чтобы подавить одно небольшое восстание за другим, во время которых проводились публичные казни.

    В конечном счете, коммунисты оказались наиболее удачливыми среди антиколониальных групп. Коммунисты добились успеха в конце 1920-ых годов, организовав крупные забастовки городских рабочих. Однако в 1940 г. восстание на юге было жестоко подавлено и структура партии была серьезно подорвана. Французские тюрьмы были переполнены коммунистами и превращены заключенными в революционные «университеты», где преподавался марксизм-ленинизм.



    Вторая Мировая война

    Когда Франция капитулировала перед нацистской Германией в 1940 г., Индокитайское правительство, возглавляемое назначенным вишистами адмиралом Жаном Деку, согласилось на присутствие японских войск во Вьетнаме. Для своего собственного удобства японцы, стремившиеся использовать стратегическое местоположение региона и его природные ресурсы, оставили французскую администрацию для повседневного управления страной.

    В 1941 г. Хо Ши Мин создал Лигу Независимости Вьетнама (Вьетнам Док Лап Донг Минь Хой), более известную как Вьетминь, которая начала войну сопротивления против японской оккупации (и таким образом, получила помощь Китая и США) и превратилась в большую политическую организацию во время Второй Мировой войны. Несмотря на свою большую националистическую программу и заявления, Вьетминь с самого начала находился под контролем коммунистов Хо.



    Вьетнамская (Американская) война

    С поражением Японии в 1945 г. у вьетнамцев появились большие надежды на получение настоящей независимости. Однако у Франции были другие намерения, и она попробовала восстановить свой контроль над всем Индокитаем. Франко-Вьетминьская война началась в 1946 г. и в итоге завершилась драматическим поражением Франции под Дьенбьенфу (северо-западный Вьетнам) в 1954 г.

    Между Францией и Вьетминем было заключено мирное соглашение в Женеве. Женевские соглашения предусматривали временное разделение Вьетнама на две зоны (таким образом, страна делилась на Северный и Южный Вьетнам) и проведение общенациональных выборов 20 июля 1956 г.

    После подписания Женевских соглашений, Юг управлялся правительством во главе с Нго Динь Дьемом, отчаянным антикоммунистом-католиком. Основа его власти была значительно усилена примерно 900.000 беженцами, бежавшими с коммунистического Севера.

    В 1955 г. Дьем, убежденный, что если выборы будут проведены, то победит Хо Ши Мин, отказался выполнять Женевские соглашения; вместо этого он провел подтасованный референдум по своему дальнейшему правлению. Дьем провозгласил себя президентом Республики Вьетнам, и Сайгон стал ее столицей в 1956 г.

    В декабре 1960 г. Ханой объявил о создании Фронта Национального Освобождения (ФНО), чьей целью являлось «освобождение» Юга всеми средствами (включая военными) и повторное объединение страны. На Юге ФНО стал известен как Вьетконг или VC; оба слова - сокращения от Вьетнам Конг Сан, что означает Вьетнамские коммунисты. Во Вьетконг также влились регулярные части армии Северного Вьетнама (АСВ).

    Своим тираническим правлением Дьем нажил множество врагов. В начале 1960-ых годов Сайгон потрясли анти-Дьемовские выступления, которые возглавили студенты и буддийское духовенство, включая несколько самосожжений монахов. Эти события в сочетании с безразличием, выраженным в отношении к ним невесткой Дьема - Чан Ле Сюан, потрясли мир. В ноябре 1963 г. Дьем был убит своими собственными солдатами в Сайгоне.

    Первые американские солдаты, погибшие во Вьетнамской войне, были убиты в Бьенхоа (в 30 км от Сайгона) в 1959 г., тогда во Вьетнаме находилось примерно 700 американских военнослужащих. По мере того, как военная ситуация в Южном Вьетнаме продолжала ухудшаться, США посылали все больше и больше военных советников и солдат во Вьетнам. В апреле 1969 г. количество американских солдат во Вьетнаме достигло самого большего числа - 543.400 человек.

    Чтобы вытащить себя из этой бесконечной партизанской войны, США начали проводить политику «вьетнамизации», в результате которой армия Республики Вьетнам (АРВ) была оснащена и обучена для ведения войны без прямого американского участия. Американские войска стали постепенно выводиться, в то время как США начали мирные переговоры с Северным Вьетнамом.

    Парижские соглашения, подписанные враждующими сторонами 27 января 1973 г., предусматривали прекращение огня, полный вывод американских войск и, со стороны вьетконга, освобождение 590 американских военнопленных.

    В марте 1975 г. Армия Северного Вьетнама неожиданным нападением быстро заняла стратегическую часть Центрального плато Южного Вьетнама. При отсутствии военной поддержки США или совета, президент Южного Вьетнама Нгуен Ван Тхиеу лично принял решение о стратегии тактического отступления на более укрепленные позиции. Это явилось грубейшей военной ошибкой. Полностью неспланированное отступление превратилось в бегство, так как охваченные паникой солдаты южновьетнамской армии стали массово дезертировать, пытаясь спасти свои семьи.

    Президент Тхиеу, находившийся у власти с 1967 г., подал в отставку 21 апреля 1975 г. и бежал из страны. Он был заменен вице-президентом Чан Ван Хыонгом, который ушел со своего поста неделей позже, передав должность президента генералу Зыонг Ван Миню. Он, в свою очередь, потерял свой пост менее чем через 43 часа после вступления в должность, сдавшись утром 30 апреля 1975 г. во Дворце Независимости в Сайгоне (теперь это Дворец Воссоединения). Первым официальным актом севервьетнамцев было изменение названия города Сайгон и его пригородов на город Хошимин.



    После воссоединения

    Что бы ни говорили, но северовьетнамские войска («бодой», по-вьетнамски) были хорошо дисциплинированы. Жители Сайгона боялись, что их враги займутся насилием, убийствами и грабежом, но этого никогда не было. Неправда, что месть за войну не стояла в повестке дня - это будет позже, но в течение первых трех недель оккупации Армия Северного Вьетнама вела себя безупречно. Действительно, были единственные случаи воровства со стороны южновьетнамцев. Высокомерные сайгонцы обращались с «бодой» как с деревенщиной. К сожалению, у этой деревенщины были AK-47.

    На третьей неделе началось уничтожение преступности. Подозреваемые в воровстве были просто арестованы и расстреляны. Однако даже это было лишь началом новой суровой реальности. Воссоединение (официально называемое «освобождением») сопровождалось крупномасштабными политическими репрессиями, которые разрушили все доверие и доброжелательность, которые Юг мог бы испытывать к Северу. Несмотря на противоположные обещания, сотни тысяч людей, имевшие связи с предыдущим режимом, попали под подозрение. Их собственность, которую северяне считали полученной в результате капиталистической эксплуатации, была конфискована, а сами они были впоследствии арестованы и помещены без суда в принудительные трудовые лагеря или в лагеря по перевоспитанию. Другие же просто бежали за границу. Однако многие из заключенных были освобождены в 1979 г.

    Чистки затронули не только прежних противников коммунистов, но также и их потомков. В течение более чем десятка лет после окончания войны c детьми прежних «контрреволюционеров» по-прежнему обращались как если бы они имели какую-то наследственную болезнь и, таким образом, они были лишены права на получение образования или работы. Это желание мстить детям прежнего режима теперь поставило Хошимин перед огромным новым набором социальных проблем - возможно, потребуются десятилетия, чтобы уничтожить происходящую от них бедность, неграмотность и преступность.



    Открытые Двери

    После воссоединения Вьетнам установил экономическую систему, смоделированную на основе той, что существовала в бывшем Советском Союзе. Экономика пришла в упадок и потребовались миллиарды рублей советской помощи, чтобы предотвратить экономический крах. Когда сам Советский Союз распался в 1991 г. у Вьетнама не было другого выбора, кроме как искать пути восстановления отношений с Западом.

    Решение поэкспериментировать с капиталистическими реформами быстро восстановило благосостояния Хошимина. Более того, бюрократы из Ханоя поехали на юг, чтобы разыскать своих прежних врагов-капиталистов и поучиться у них искусству ведения бизнеса.



    ГЕОГРАФИЯ


    Город Хошимин - это огромное муниципальное образование, занимающее площадь 2056 кв. км. Он расположен между 10° и 18° восточной долготы и между 10° и 11° северной широты, всего лишь в 50 км от побережья Южно-Китайского моря, и тянется на северо-запад почти до камбоджийской границы. Эта обширная территория большей частью представляет собой сельскую местность, усеянную деревнями и группами зданий среди рисовых полей.

    Сельские районы составляют примерно 90 % площади Большего Хошимина, где проживает примерно 25 % населения города. Другие 75 % населения переполняют 10 % территории, которая образует городской центр. Сегодня город пытается переместить увеличивающуюся городскую застройку в пригороды, в то время как планировщики города ломают голову над тем как справиться с продолжающимся притоком людей со всей страны и увеличивающимся уровнем рождаемости.

    Слово «Ho Chi Minh City» - конечно английское, а официальное название города по-вьетнамски - Thanh Pho Ho Chi Minh. Оно часто сокращается как TP Ho Chi Minh или TP HCM. Административно Хошимин делится на 16 городских районов – «куан» (слово «quan» произошло от французского «quartier» - квартал) и пяти сельских районов – «хюен» («huyen» - уезд).

    Хошимин стоит на очень плоском месте, находящимся на высоте от 10 м до 30 м выше уровня моря. Из тысяч рек и каналов, проходящих через город, самыми большими являются река Сайгон (Song Saigon), протяженностью 106 км, и река Донгнай. Они являются главными географическими характеристиками Хошимина. Самым большим, но наименее населенным районом Хошимина является Канзо (Can Gio) - огромное мангровое болото возле моря.

    Интересные стенды, показывающие в деталях физическую географию города, включая реки и системы каналов, флору и фауну, климат и растительность, в большом количестве представлены в Музее города Хошимина.



    КЛИМАТ

    Климат в находящемся всего лишь на 10,5° к северу от экватора и на высоте от 5 м до10 м выше уровня моря Хошимине - тропический. Здесь существует два основных сезона: влажный и сухой. Влажный сезон (лето) длится с мая по ноябрь (июнь - август - самые влажные месяцы). В это время почти ежедневно, обычно днем, бывают сильные, но недолгие ливни. Сухой сезон (зима) длится с декабря по апрель. C конца февраля по май - самые жаркие месяцы и также очень влажно, но постепенно температура падает, когда начинается летний сезон дождей.

    С июля по ноябрь в океане к востоку от Вьетнама часто возникают сильные и непредсказуемые тайфуны, обрушивающиеся на центральный и северный Вьетнам и приносящие разрушения. К счастью, Хошимин находится так далеко на юге, что они не наносят ему никакого урона, хотя сильные шторма могут все же вызвать сильный дождь в течение нескольких дней.

    Температура в городе мало меняется по сезонам, составляя в среднем 26°C в январе и 28°C в июле. Летний дневной максимум обычно бывает ниже 30°, в то время как в январе ночная температура падает до примерно 21°C. Средняя влажность - 80 %. Ежегодный уровень осадков составляет в среднем 1979 мм, большее количество их выпадает летом. Самая холодная температура, когда-либо зарегистрированная в Хошимине, составила 14°C.




    ЭКОНОМИКА


    Хошимин - это промышленное и коммерческое сердце Вьетнама, дающее 30 % продукции обрабатывающей промышленности всей страны и 25 % ее розничной торговли. Доходы здесь – в три раза выше, чем в среднем по стране. Именно в Хошимин приезжает значительное большинство иностранных бизнесменов для инвестиций и торговли. Именно в Хошимин стремятся честолюбивые молодые люди и бюрократы — как с севера, так и с юга, чтобы добиться здесь успеха.

    Задолго до того, как его переименовали в город Хошимин, Сайгон был самым процветающим местом во Вьетнаме. Город достиг своего экономического зенита во время Вьетнамской войны, когда американская помощь лилась в страну. Помощь США была не только экономической и военной, но также и технической. Вьетнамцы оказались способными учениками, быстро освоившими все - от машиностроения до бухгалтерского учета.

    Внезапный успех наступления Северного Вьетнама в 1975 г. удивил Север почти настолько, насколько и Юг. В результате Ханой не подготовил определенных планов по объединению двух частей страны, чьи социальные и экономические системы едва ли можно было назвать сходными.

    До формального воссоединения Вьетнама в июле 1976 г. Юг номинально управлялся Временным Революционным Правительством (ВРП). Единственной вещью, которую сделало ВРП, была отмена южновьетнамской валюты и выпуск новых банкнот ВРП, которую обменяли по курсу 500:1 в пользу новых денег. Это немедленно уничтожило сбережения миллионов южновьетнамцев и ввело экономику в штопор. В попытке осуществить быстрый переход к социализму в марте 1978 была начата антикапиталистическая кампания, во время которой было реквизировано большинство частной собственности и предприятий. Цель состояла в том, чтобы установить централизованную плановую экономику, основанную на советской модели. Экономика погрузилась в пропасть, и Вьетнам стал одной из беднейших стран в мире. Голод был предотвращен только огромной помощью из Советского Союза.

    Усилия Вьетнама по реструктуризации экономики реально начались после VI съезда партии, прошедшего в декабре 1986. Сразу же после легализации ограниченного типа частных предприятий, семейный бизнес начал развиваться по всей стране. Но именно в Хошимине, с его предыдущим опытом капитализма, были найдены те предпринимательские навыки и организаторский динамизм, необходимый для проведения реформ.

    Приватизация больших государственных отраслей промышленности еще не началась, но рассматривается. Во Вьетнаме нет никакого фондового рынка - и его установление будет предпосылкой для любых шагов по приватизации. В 1995 г. правительство пообещало открыть рынок капитала к концу года.

    Правительство намерено ограничить реструктуризацию Вьетнама (doi moi) экономической сферой, чтобы не касаться таких вещей, как плюрализм и демократия, которые могут подорвать существующую структуру власти.

    Иностранные инвесторы говорят, что самыми большими препятствиями для них являются огромная бюрократия, некомпетентность чиновников, коррупция, кумовство, высокая арендная плата, которую иностранцы должны платить, и постоянно меняющиеся правила и инструкции. На бумаге интеллектуальные права собственности защищены, но осуществляется это слабо - патенты, авторские права и торговые марки открыто по-пиратски используются. Ставки налогов и правительственные сборы постоянно пересматриваются.




    НАСЕЛЕНИЕ и ЛЮДИ


    Официально в Хошимине проживает 4,5 миллиона человек. В действительности же - от шести до семи миллионов. Такое большое несоответствие объясняется тем фактом, что в перепись попадают только те, кто имеет официальную прописку, и вероятно третья часть населения живет здесь незаконно. Многие из незаконных жителей фактически законно жили в Сайгоне до 1975 г., но затем после воссоединения были перемещены и прописаны в сельских лагерях по перевоспитанию. Не удивительно, что эти люди (а теперь их дети и внуки) просто вернулись в город, хотя без прописки они не могут иметь собственность или заниматься бизнесом.




    Этнические вьетнамцы

    Вьетнамцы (называемые французами «аннамитами») возникли как отдельная этническая группа между 200 г. до н.э. и II в. н.э. путем смешения людей индонезийской расы с вьетнамскими и тайскими иммигрантами, а также китайцами, которые пришли на север Вьетнама и управляли им со II века н.э.

    Со времени прибытия китайцев вьетнамская цивилизация попала под сильное влияние Китая и, через кхмеров и государство Чампа - Индии. Однако то, что вьетнамцы никогда не были поглощены Китаем, указывает на то, что сильная местная культура существовала здесь еще за 700 лет до китайского правления, которое закончилось в 938 г. н.э.

    В течение двух тысячелетий этнические вьетнамцы медленно продвигались на юг вдоль узкой прибрежной полосы Вьетнама, сначала нанеся поражение тямам в XV веке, а затем, в конце XVII столетия, захватив Дельту Меконга (включая место, где находится современный Хошимин) у кхмеров.



    Этнические китайцы

    Этнические китайцы (хоа) составляют самую большую отдельную группу среди национальных меньшинств Вьетнама. Большинство этнических китайцев Хошимина проживают в и вокруг 5-го Района - места, которое официально называлось Шолон до 1975 г., это название также по-прежнему используется большинством жителей. Шолон занял свое особое положение после того, как китайские купцы начали селиться здесь в 1778 г. и, несмотря на исход этнических китайцев после 1975 г., здесь все еще проживает самое большое этническое сообщество китайцев во Вьетнаме.

    Китайцы сами организованы в общины, известные как конгрегации (банг), в соответствии с местом происхождения и диалектом их предков. Основными конгрегациями являются Фуцзяньская ("фыок киен" - по-вьетнамски), Кантонская ("куанг донг" - по-вьетнамски или "гуандун" - на официальном китайском), Хайнаньская ("хай нам"), Чаочжоуская («тиеу чау») и Хакка ("ныок хюэ" - по-вьетнамски или "кецзя" по-китайски).



    Индийцы

    Почти все индийское население Юга Вьетнама, большинство которого составляли выходцы из Южной Индии, покинуло страну в 1975 г. Оставшиеся в Хошимине члены общины молятся в Индуистском храме Мариамман и в Центральной Мечети.



    Кхмеры

    Число кхмеров (этнических камбоджийцев) оценивается примерно в 700.000 человек во Вьетнаме, но большинство из них живет к югу от Хошимина в Дельте Меконга. Они являются приверженцами буддизма направления Хинаяны (тхеравады).



    Тямы

    60.000 вьетнамских тямов являются потомками тех, кто когда-то населял могущественное индианизированное государство Чампа, процветавшее со II по XV вв. и уничтоженное по мере продвижения вьетнамцев на юг. Большинство тямов живет на побережье между Нячангом и Фантхиетом, а также в провинции Анзянг в Дельте Меконга. Тямы подверглись сильному влиянию индуизма и буддизма, однако большинство их сегодня являются мусульманами.

    Тямы больше всего известны своими многочисленными кирпичными святилищами (известными как «башни тямов»), которые они построили на всем протяжении юга Вьетнама. В Хошимине Вы можете увидеть уменьшенные копии башней тямов в Парке культуры (Cong Vien Van Hoa).



    Горные племена

    Большинство национальных меньшинств проживает в горах Вьетнама. Многие косвенно или прямо связаны с горными племенами в соседнем Лаосе, Камбодже и Китае, а также в Таиланде и Мьянме (Бирме). Из 54 различных этнических групп во Вьетнаме, приблизительно 20 национальных меньшинств проживают в и в окрестностях Хошимина. Однако большинство из них мало чем отличаются от этнических вьетнамцев.

    Вы можете иногда повстречаться с представителями горных племен в Хошимине, но в основном они - сельские жители. Французы назвали их montagnards (что означает горцы) - термин, который они употребляют до сих пор. Вьетнамцы часто называют представителей горных племен "мой" (moi), уничижительным словом, обозначающим дикарей, которое, к сожалению, отражает " слишком общее " к ним отношение в обществе. Нынешнее правительство предпочитает другой термин – «национальные меньшинства».




    Образование


    По сравнению с другими развивающимися странами, население Вьетнама очень хорошо образовано. Хотя университетское образование недоступно для большинства вьетнамцев, однако уровень грамотности населения оценивается в 88.6 %, хотя официальные данные дают даже более высокую цифру (95 %). До колониального периода большинство населения было в некоторой степени грамотным, но к 1939 г. только 15 % детей школьного возраста ходило в школу, а 80 % населения было неграмотно. В отличие от многих других бедных стран, женщины во Вьетнаме имеют тот же самый доступ к образованию, как и мужчины.

    В конце 19-ого столетия одной из немногих вещей, с которой согласились как чиновники французской колониальной администрации, так и вьетнамские националисты, было то, что традиционная конфуцианская система образования, на которой основывалась государственная служба мандаринов, требовала неотложного реформирования. Экзамены на должность мандаринов проводились в Тонкине до Первой Мировой войны, а в Аннаме - до конца войны. Многие из лидеров, боровшихся за независимость Индокитая, получили образование в элитных школах с преподаванием на французском языке, типа Лицея Шасселу в Хошимине.

    Хотя дети иностранных резидентов могут теоретически посещать вьетнамские школы, однако большинство из них обучается в дорогих частных учебных заведениях.




    Искусство




    Музыка и Танцы

    Каждое из национальных меньшинств Вьетнама имеет свои собственные музыкальные и танцевальные традиции, которые часто включают красочные костюмы и инструменты типа флейт из тростника, литофоны (похожие на ксилофоны), бамбуковые свистки, гонги и струнные инструменты, сделанные от тыквы. В Хошимине находится консерватория, где обучают как традиционной вьетнамской, так и западной классической музыке.

    Удивительно, но большинство вьетнамской поп-музыки создается в Калифорнии, где проживает множество вьетнамцев-эмигрантов. Одной из причин, почему в самом Вьетнаме появляется так мало местных певцов, является то, что все музыкальные ленты сразу же пиратски тиражируются и, таким образом, поющие звезды лишаются средств, необходимых для жизни.



    Кино

    Одной из первых кинематографических работ Вьетнама стала документальная съемка провозглашения Хо Ши Мином независимости в 1945 г. После Дьенбьенфу часть сражения была заново восстановлена для запечатления на кинокамеры.

    До воссоединения киноиндустрия Южного Вьетнама была сосредоточена на создании сентиментальных малобюджетных фильмов. До недавнего времени большинство северовьетнамских фильмов было посвящено "мобилизации масс на экономические преобразования, построение социализма и борьбу за национальное воссоединение". Их темы включают "рабочих, преданных социалистической индустриализации", "старых матерей, которые непрерывно рискуют своими жизнями, чтобы помочь народной армии" и "детей, которые готовы встретить любую опасность".

    Сегодня произошло значительное ослабление идеологической цензуры в отношении искусства и за последние годы стало видно постепенное снятие ограничений. Однако паранойя относительно вредного иностранного влияния приводит к тому, что правительство все еще держит кинопроизводство под жестким контролем. Одним из фильмов, который стоит посмотреть, и который получил успех за рубежом, является "Аромат зеленой папайи".



    Театр и Кукольные представления
    Имеется множество видов вьетнамского театра и музыкальных представлений.



    Классический Театр

    Классический театр известен на юге под названием "хат бой" (дословно, песни с показом платья). Северяне называют его "хат чыонг". Он основан на китайской опере, и вероятно был принесен во Вьетнам в XIII столетии захватчиками-монголами, которые, в конечном счете, были изгнаны Чан Хынг Дао. "Хат бой" является очень формалистичным и использует жесты и декорации, подобно китайскому театру. Представление сопровождает оркестр обычно из шести музыкантов и в котором преобладают барабаны. Часто у зрителей бывают свои барабаны, так что они также могут комментировать театральное действие. "Хат бой" имеет ограниченное число персонажей, чей характер легко узнаваем зрителями по стилизованной раскраске и одежде. Например, красное лицо означает храбрость, лояльность и верность. Предатели и жестокие люди имеют белые лица, жители долины - зеленые; горцы - черные. Горизонтальные брови означают честность, поднятые брови символизируют жестокость, а опущенные принадлежат персонажам с трусливой натурой. Мужские персонажи могут выражать эмоции (задумчивость, волнение, гнев и т.д.), указывая различными способами пальцем на свою бороду.



    Народный театр

    Народный театр (хат чео), хотя и является типичной художественной формой Северного Вьетнама, однако его можно лишь иногда увидеть в Хошимине. Он часто используется для выражения социального протеста через сатиру. Пение и выступление идут на простонародном языке и включают множество пословиц и поговорок. Многие из мелодий являются народными.



    Современный театр

    Современный театр (кай лыонг) возник на юге в начале XX столетия и находится под сильным западным влиянием. В последнее время эта форма также получила популярность и на севере.



    Разговорная драма

    Разговорная драма ("кикь ной" или "кикь"), имеющая западные корни, возникла в 1920-ых годах. Она популярна среди студентов и интеллектуалов.



    Кукольные представления

    Обычное кукольное представление (рой кан) и уникальная вьетнамская художественная форма - кукольное представление на воде (рой ныок) восходят к тем же самым легендарным и историческим корням, что и другие формы традиционного театра.

    Покрытые лаком деревянные куклы-марионетки высотой примерно 50 см, управляемые с помощью прутьев, кажутся ходящими по поверхности воды. Как считают, кукольное представление на воде получило свое развитие тогда, когда кукольники в Дельте Красной реки (Северный Вьетнам) смогли найти способ продолжать свои выступления, несмотря на наводнения. Часто представления проходили на деревенских водоемах, что значительно увеличивало их волшебный эффект. В Хошимине кукольное представление на воде можно увидеть в Музее следов войны и Музее Истории.



    Архитектура

    Вьетнамцы не были большими строителями, в отличие от своих предшественников - тямов, чьи изящные кирпичные башни украшают множество мест на юге страны. Вьетнамцы в основном использовали при строительстве древесину и другие материалы, которые являются очень недолговечными в тропическом климате.

    Множество пагод и храмов, основанных сотни лет назад, все еще действуют, но они обычно восстанавливались много раз, при этом мало внимания уделялось тому, чтобы отремонтированное здание было точной копией своего предшественника. В результате, современные элементы были небрежно внесены в архитектуру пагод; неоновые ореолы, образующие нимб над статуями Будды, являются наиболее наглядным примером этого.

    Из-за вьетнамской традиции поклонения предкам по-прежнему существуют многие могилы предыдущих столетий. Это же касается и храмов, возведенных в память о высокопоставленных мандаринах, членах королевского семейства, императоров и, в самое последнее время, Хо Ши Мина.

    Перед празднованием 300-летней годовщины Сайгона в 1998 г., многие большие здания города подверглись основательному ремонту, включая тщательно восстановленный Муниципальный театр.



    Скульптура

    Традиционно, вьетнамская скульптура несла религиозную функцию как дополнение к архитектуре, особенно к пагодам, храмам и могилам. Множество стел с надписями, установленных сотни лет назад, чтобы отметить важные местные или национальные события, сохранилось и сегодня.



    Лаковые изделия

    Искусство создания лаковых изделий было принесено во Вьетнам из Китая в середине XV столетия. Первоначально вьетнамцы использовали лак исключительно для изоляции вещей, делая их водонепроницаемыми. Рисунки создаются на лаке путем гравировки; окрашивания или инкрустации перламутром, яичной скорлупой, серебром или даже золотом.



    Керамика

    Производство керамики во Вьетнаме имеет длинную историю. В древности керамические предметы изготовлялись путем покрытия плетеной формы глиной и ее дальнейшим обжигом. Позже производство керамики значительно усовершенствовалось и каждый династический период известен своими специфическими методами и мотивами.



    Живопись



    Традиционная

    Живопись на натянутом на раму шелке восходит к 13-ому столетию. Живопись на шелке в одно время являлась привилегией каллиграфов-ученых, которые также рисовали на нем сцены природы. Перед появлением фотографии, создавались реалистические портреты для использования в целях поклонения предкам. Некоторые из этих портретов - обычно бывших главных монахов, можно по-прежнему увидеть в буддийских пагодах.



    Модерн

    В течение этого столетия вьетнамская живопись находилась под влиянием западных тенденций. Многие из недавних работ, сделанных во Вьетнаме, имеют скорее политические, чем эстетические или художественные мотивы. Согласно официальной точке зрения, сражения Вьетнамской войны обеспечили живописцев: ... Богатым человеческим материалом: бойцы народной армии под реактивными самолетами; крестьяне и женщины-рабочие в милиции, держащие оружие, и в то же время работающие на своих местах; молодые добровольцы, восстанавливающие дороги в рекордное время ... старые матери, предлагающие чай зенитчикам ...

    Большое количество подобных работ находится в Художественном Музее Хошимина.

    Недавняя экономическая либерализация убедила многих молодых художников отказаться от революционных тем и сконцентрироваться на создании коммерческих картин. Некоторые вернулись к традиционной живописи на шелке, в то время как другие экспериментируют с новыми предметами. Нагота стала популярной, что может свидетельствовать о попытке обратиться к западной манере или выражению долго подавляемых желаний.

    Более дешевые картины (от US$10 до US$30) продаются в магазинах сувениров и на уличных рынках. Более дорогие выставлены в частных и государственных художественных галереях. Обычно цены варьируются от US$30 до US$100, хотя художники могут запросить и в 10 раз больше. Важно знать, что везде имеется весьма много подделок, и поэтому то, что Вы считаете картиной "известного вьетнамского художника", не означает, что это - оригинал, хотя это может быть довольно красивое произведение искусства.




    Общество и Обычаи



    Традиционная одежда

    Изящное национальное платье вьетнамских женщин называется "ао зай". "Ао зай" состоит из облегающей блузы с длинными филенками спереди и сзади, которая одевается поверх свободных черных или белых брюк.

    "Ао зай" являлся повсеместной одеждой в течение длительного времени, и в начальный период после освобождения Юга он подвергался осуждению. Но в прошедшие несколько лет частично прозрачный "ао зай" стал повсеместно популярным - сомнительно, чтобы многие европейские женщины носили бы что-то столь провокационное.

    Традиционно, мужчины также носили "ао зай", но сегодня это можно увидеть только в театре или при выступлении оркестров национальной музыки.


    Концепция красоты

    Вьетнамцы традиционно считают бледную кожу красивой. В солнечные дни можно часто увидеть модниц-вьетнамок прогуливающихся под зонтиком, чтобы избежать загара. Женщины, работающие в поле, идут на все, чтобы избежать загара, надевая рубашки с длинным рукавом, перчатки, коническую шляпу и заматывая лицо полотенцем.


    Геомантия

    Геомантия - это искусство (или наука, если Вы предпочитаете) управления или оценки окружающей среды. Если Вы хотите построить дом или найти подходящий участок для могилы, то Вы обращаетесь к геоманту. Ориентация зданий, залов общественных встреч, могил и пагод определяется геомантами, вот почему на кладбище надгробные плиты обращены в разные стороны. Местоположение могилы предков - особенно серьезный вопрос, и если могила находится в неправильном месте или направлена неправильно, то невозможно сказать, какую неприятность может причинить дух.

    Если бизнес терпит неудачу, то вызывают геоманта. Иногда решение состоит в том, чтобы переставить дверь или окно. Если эта уловка не помогает, то тогда возможно нужно переместить могилу предка. Обезумевших духов, вероятно, придется умиротворять с помощью наличных денег (пожертвованный храму), особенно, если вы желаете построить здание или другое сооружение, которое загораживает вид духу.

    Концепция геомантии, как считают, происходит из Китая. Хотя коммунисты (и китайцы, и вьетнамцы) объявили геомантию суеверием, она по-прежнему имеет огромное влияние на людей.




    Лунный календарь


    Вьетнамский лунный календарь очень похож на китайский, хотя имеются некоторые незначительные отличия. 1-й год вьетнамского лунного календаря соответствует 2637 г. до н.э., и каждый лунный месяц состоит из 29 или 30 дней, всего в году 355 дней.

    Приблизительно каждый третий год является високосным; дополнительный месяц добавляется между третьим и четвертым месяцами, чтобы удержать лунный год в соответствии с солнечным годом. Если бы этого не было сделано, смешались бы все сезоны, сменяющиеся по лунному году, что привело бы к разрушению всех элементов жизни, связанной с сельскохозяйственными сезонами. Чтобы определить соответствие даты Григорианского (солнечного) календаря соответствующей дате лунного календаря, посмотрите любой вьетнамский или китайский календарь.

    Вместо отсчета времени по столетиям, вьетнамский календарь использует 60-летние циклы, называемые "хой". Каждый "хой" состоит из шести 10-летних циклов (кан) и пяти двенадцатилетних циклов (ки), которые идут одновременно. Название каждого года цикла состоит из названия "кан" (небесного стебля), за которыми следует название "чи" (зодиакального стебля) - система, которая никогда не образует одну и ту же самую комбинацию дважды в любом "хой".



    10 стеблей цикла кан:
    Giap (зяп) вода в природе
    At (ат) вода в доме
    Binh (динь) зажженный огонь
    Dinh (динь) скрытый огонь
    Mau (мау) дерево
    Ky (ки) дерево, подготовленное для сжигания
    Canh (кань) металл
    Tan (тан) ковкий металл
    Nham (ням) девственная земля
    Quy (куи) обработанная земля


    12 зодиакальных стеблей цикла чи:
    Ty (ти) крыса
    Suu (сыу) буйвол
    Dan (дан) тигр
    Mao (мао) кот
    Thin (тхин) дракон
    Ty (ти) змея
    Ngo (нго) лошадь
    Mui (муи) козел
    Than (тхан) обезьяна
    Dao (доу) петух
    Tuat (туат) собака
    Hoi (хои) свинья

    Таким образом, 2000 г. по вьетнамскому календарю - это Canh Thin (дракон), 2001г. - Tan Ty (змея), 2002 г. - Nham Ngo (лошадь), а 2003 г. - Quy Mui (козел).

    Если вы хотите узнать свой знак по вьетнамскому календарю, то посмотрите свой год рождения в следующей таблице (будущие года также включены, поэтому Вы сможете узнать, какими будут следующие года). Однако вьетнамская астрология следует лунному календарю, и вьетнамский лунный Новый год обычно попадает на конец января - начало февраля. Поэтому если ваш день рождения в январе, то он будет соответствовать году предшествующему календарному году вашего рождения

    Крыса 1924 1936 1948 1960 1972 1984 1996
    Буйвол/корова 1925 1937 1949 1961 1973 1985 1997
    Тигр 1926 1938 1950 1962 1974 1986 1998
    Кролик 1927 1939 1951 1963 1975 1987 1999
    Дракон 1928 1940 1952 1964 1976 1988 2000
    Змея 1929 1941 1953 1965 1977 1989 2001
    Лошадь 1930 1942 1954 1966 1978 1990 2002
    Козел 1931 1943 1955 1967 1979 1991 2003
    Обезьяна 1932 1944 1956 1968 1980 1992 2004
    Петух 1933 1945 1957 1969 1981 1993 2005
    Собака 1934 1946 1958 1970 1982 1994 2006
    Свинья 1935 1947 1959 1971 1983 1995 2007

    ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ


    Визитные карточки

    Визитные карточки очень популярны в Хошимине и, подобно другим местам в Восточной Азии, обмен визитными карточками является важной частью даже самой маленькой операции или делового контакта. Запаситесь некоторым количеством визитных карточек перед поездкой во Вьетнам.


    Обращение с палочками для еды

    Палочки для еды, торчащие из чашки, выглядят подобно палочкам благовоний, которые сжигаются при поминовении мертвых. Это - явный признак смерти и так делать не принято нигде в Азии. Палочки следует класть либо на чашку, либо рядом.


    Положение ног

    Невежливо указывать концом вашей ноги на других людей, если они только не являются вашими близкими друзьями. Сидя на полу Вы должны сложить ноги в позу лотоса так, чтобы стопы не были направлены на других. И крайне важно, чтобы Ваши ноги никогда не были направлены на что-либо священное, типа статуи Будды.

    В формальных ситуациях, когда Вы сидите на стуле, не скрещивайте ноги.


    Держите свою шапку в руке

    В качестве знака уважения к пожилым или другим людям, к которым следует относиться с почтением (монахи и т.д.), снимите свою шапку и поклонитесь вежливо головой, когда приветствуете их.


    Жалко, что не женаты

    Сказав вьетнамцу, что Вы одиноки или разведены и наслаждаетесь жизнью без детей, Вы очень их обеспокоите. Отсутствие семьи расценивается как несчастье, и такие люди достойны сожаления, им не завидуют. Почти каждый вьетнамец спросит, женаты ли Вы и есть ли у Вас дети. Если Вы молоды и одиноки, то просто скажите, что Вы "еще не женаты", и это будет принято. Если Вы не так молоды (за 30) и не состоите в браке, то лучше солгать. Развод считается позором.

    Также, не будьте слишком любопытными относительно семейных проблем других людей типа развода или смерти (даже если они сами интересуются вашими). Неудачи в семейной жизни - это большая потеря лица, а утрата членов семьи в результате смерти - безмерная трагедия. Обсуждение таких событий необходимо избегать.


    Улыбка

    Азиаты считают, что жители Запада говорят слишком прямо, и невежливы и невнимательны к чувствам других. Возможно, это - несправедливая критика, но Вы можете, конечно, увидеть злящихся европейцев, когда что-то идет не так (поскольку они неизбежно это делают) во время путешествия по Вьетнаму.

    В большинстве стран Азии, включая Вьетнам, люди придают большее значение тому, чтобы выглядеть приятными и много улыбаются. Они избегают грубой критики и жалоб. Не заставляйте других терять лицо. Если Вы хотите покритиковать кого - то, то cделайте это в шуточной форме, чтобы избежать конфликта. Внесите в свой график ожидаемые задержки. И никогда не показывайте свой гнев. Показывать публично свое расстройство является не только невежливым, но и приведет к тому, что Вы потеряете лицо.

    Наконец, не действуйте так, как если бы Вы ждете одолжения со стороны кого - либо. Если Вы так сделаете, то вероятнее всего у Вас будет задержка.


    Обращение с животными

    Во Вьетнаме, особенно по западным стандартам, существует очень низкий уровень понимания, как надо обращаться с животными

    Интересующимся можно прочитать о борьбе иностранца с нелегальной торговлей обезьянами в книге Карен Мюллер "Автостопом по Вьетнаму" (1998). На основе этой книги был снят фильм - вэб-сайт фильма www.pbs.org/hitchhikingvietnam/.




    Религия


    Три больших философии и религии - Конфуцианство, Даосизм и Буддизм соединились с вьетнамским анимизмом и популярными китайскими верованиями типа поклонения предкам, чтобы сформировать то, что известно все вместе как Тройная Религия или "Там зяо" (Tam Giao). Приблизительно 90 % населения придерживается "Там зяо". Так, в пагодах в Хошимине находится смесь божественного пантеона из китайских богов и различных проявлений Будды.

    Сегодня во Вьетнаме существует самый высокий процент католиков в Азии (от 8% до 10 % населения) после Филиппин. Также имеется небольшое количество протестантов.

    Приверженцы секты Хоахао, являющейся строго буддийской, составляют 2 % населения. Каодаизм является местной вьетнамской сектой. Она также охватывает около 2 % населения.

    Мусульмане - главным образом этнические кхмеры и тямы, составляют примерно 0,5 % населения. Чампа находилась под сильным влиянием индуизма, однако после падения Чампы в XV веке большинство тямов, оставшихся во Вьетнаме, стали мусульманами. Однако они продолжают практиковать различные брахманические (индусы высшей касты) ритуалы и обычаи.